Вся территория современного Архыза от станицы Зеленчукской до границ Главного Кавказского Хребта в Карачаево-Черкесии представляет не только туристический, но и огромный исторический и интерес. На территории Архыза в наши дни находятся поселения, древние могильники, местные дороги в горах, созданные менгирами. Немало на территории Зеленчукского района и культовых строений, которые остались от многочисленных народов, проживавших на территории Архыза, (территория Алании) с времён палеолита до наших дней. Действующие храмы, остатки часовень и оснований церквей, изображение Лика Христа на скале и плиты на территории захоронений с крестами свидетельствуют, что Архыз в своё время был центром христианской религии Северного Кавказа. Но главная особенность Архыза заключается в том, что это один из наиболее больших по размеру городов созданных аланами в средние века. Многочисленные находки и современные раскопки в районе Архыза говорят о достаточно активной и процветающей жизни существующей когда то в этих местах.
Около 2000 лет назад поселились люди. Это были аланы - кочевники, пришедшие из центральной Азии. Потомки ираноязычных представителей прошлого - нынешние жители Архыза, не только основали здесь своё собственное государство, но и приняли христианство. Аланское городище Кяфар в Архызе, фрагмент дольмена 9-10 век. Немаловажное место в истории развития Западной Алании имели проходящий здесь в сторону Чёрного моря и Европу Великий Шелковый Путь. Использоваться он начал в 11 веке до нашей эры и действовал ещё целых 15 столетий. А узами брака аланские княжны были связаны даже с женами некоторых древнерусских князей. Наряду со столицей в Нижнем Архызе «вдали от шума городского», в соседнем ущелье реки Кяфар, имелась светская резиденция местной знати. На этом городище также сохранились в большом количестве археологические памятники, включая «царскую гробницу» и дольмены.
В XII веке, в период феодальной раздробленности, произошёл подрыв административной и военной структуры Алании. Теперь князья, имеющие свои дружины, воевали не столько с окружающими странами, сколько друг с другом. Это сильно повлияло на страну перед началом татаро-монгольского нашествия. К осени 1238 г. татаро-монголы подошли к территории Алании, и после осады в январе 1239 года была взята. Жизнь в городе Маграс, столице Алании затухала медленно. Видимо, при взятии он не подвергся губительному уничтожению. Магас умирал по причине ухудшения политической ситуации на Кавказе, сильному уменьшению уровня торговли и даже климатических изменений. Предметы, найденные на территории городища при постройке монастыря. X век. 1. Аланский кувшин 2. Наконечники стрел, копий, ножи, другие предметы обихода. 3. Керамическая бусина. Диаметр 4 см. IX век. 4. Бусы. Керамика, стекло, янтарь, паста. IX-X вв. Нижне-Архызское, (Аланское) городище, что известно из истории.
Осязаемым свидетельством прошлого могущества Алании является Нижне-Архызское городище — крупнейший памятник аланской культуры, связанный с распространением православия на территории всего Северного Кавказа. Небольшой посёлок, возникший в середине IV века, находящийся на конечном этапе Великого Шелкового Пути к черноморским портам Абхазии, стал бурно развиваться с появлением здесь в X веке Аланской епархии, о чём свидетельствуют три крупных храма и фундаменты небольших церквей и часовен. Довольно быстро это поселение превратила в экономический, административный и религиозный центр со всеми признаками крупного феодального города: размеры, планировка, характер застройки, наличие мощных фортификационных сооружений, следы различных производств, наличие сырьевой базы (месторождения железной руды, меди, олова, глины, строительных материалов), развитого сельского хозяйства, значительные культовые постройки. Всё это позволило историкам предположить, что именно здесь находилась столица Алании — город Магас.
В центре городища расположено необычное сооружение, правильное кольцо с внутренним диаметром 88,5 метра и толщиной стен около 2,1 м. Этот объект получил наименование «Круг», для каких целей он был построен — неизвестно. Возможно это древняя обсерватория, возможно караван-сарай, возможно укрепление... Православные, (христианские храмы) - неотъемлемая часть истории Архыза. В октябре 1886 года иеромонах Серафим обратился с прошением к Епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Владимиру, в котором изложил, что в долине реки Зеленчук, в 20 верстах от ст. Зеленчукской, обнаружены три древних храма, основанных первыми христианами Северного Кавказа. Местные жители магометане и мусульмане загоняют в эти храмы скот, скрываясь от непогоды, творят многие оскорбления древней святыне. Движимый патриотическим чувством, он просил у епископа Владимира «разрешения о восстановлении древних храмов и основании монастыря в честь памяти Св. благоверного князя Александра Невского, доблестного защитника православной земли Русской».
Архызский Лик Христа в Архызе, достопримечательности Лик Христа в Архызе, достопримечательности Для обитания братии, рабочих и богомольцев, а также для богадельни и иконописной школы построено три двухэтажных дома и три в один этаж. Титаническим трудом монахов к монастырю была проложена надёжная, местами каменная дорога вдоль берега Зеленчука, в лесах возводились подпорные стенки и террасы. Число богомольцев, посещавших пустынь, во время Великого Поста достигало одновременно от 100 до 1000 душ, все они исповедовались и приобщались к св. Христовым тайнам. Несколько позже под покровительство монастыря были переданы находящиеся в долине реки Теберды Шаонинский и Сентинский храмы, построенные в тот же период времени, что и храмы Архыза. Вокруг монастыря, на скальных навесах, селилось много отшельников. Они жили в сохранившихся до наших дней многочисленных, искусно вписанных в ландшафт и уединённых келиях - пещерах. В некоторых из них и сейчас заметны остатки лежанки, печки, утвари. Именно рядом с одной из таких келий в мае 1999 года на плоской песчаниковой скале было обнаружено изображение Христа, так называемый Архызский Лик. Дата его написания пока остается загадкой. На сегодняшний день бытует два мнения: либо это творение создано в аланскую эпоху, либо монахами монастыря. Архызский Лик выполнен по православному канону, обращен почти строго на восток, написан в неяркой цветовой гамме, характерной для иконографического искусства Византии IX-XI века. Возможно, что это самое раннее изображение Спаса Нерукотворного в России.
Закрытие монастыря в Зеленчукском ущелье в тридцатые было отмечено кровопролитием и поруганием святынь. В конце долины, на возвышенности расположен самый монументальный христианский храм Северного Кавказа. Длина его достигает 25,5 м., высота 20 м . С запада, севера и юга храм имеет открытые притворы с входами вовнутрь, восточный фасад состоит из трёх полуциркульных апсид. Главу венчает цилиндрический барабан с низким, почти плоским куполом. Первое помещение - притвор, предназначенный для новообращённых, которым ещё не разрешалось входить в храм. Далее следует на-ртекс -комната для женщин. В северо-западном углу располагается "крещальня", представляющая собой ящик из четырех квадратных плит. В полу находится водосток, отверстие закрывающееся пробкой. Именно в этом помещении, в этой купели, в X веке принимали христианство аланы. Северный храм являлся центром небольшого посёлка, руины которого разбросаны вокруг. Здесь находилась резиденция аланских митрополитов.
На небольшом пятачке вокруг храма найдены и раскопаны остатки четырёх церквей, ограда, а также более 120 захоронений, судя по находкам, в них покоились православные христиане, в основном монахи. В те далекие времена монахи были не только служителями Бога, но и преторианской гвардией митрополита. Согласно современным исследованиям, Средний храм был заложен в праздник Преображения Господня. Он сложен из больших, тщательно обработанных плит на известковом растворе. Плоские кирпичи, плинфа, применялись только в арках, придавая всей конструкции жесткость. Хорошая сохранность здания связана с необычной прочностью кладки и надёжностью конструктивных узлов. Внутреннее пространство не загромождено столбами, что создает впечатление парящего в высоте купола. Плоскости стен расчленены лишь арками, никакого архитектурного декора - всё здесь рассчитано на живопись, которая, к сожалению, не сохранилась.
В западной части храма вмонтированы в свод колосники, улучшающие акустику помещения и имеющие вид цилиндрических керамических трубок. Следует отметить, что с северной и южной стороны храма, прослеживаются очертания двух подковообразных зданий. Их фундаменты разделены на равномерные секции. Возможно, эти руины монастырских келий. В 1802 году майор Потёмкин, одним из первых увидевший фрески и оставивший письменное о них свидетельство, отметил, что в Среднем храме написанный на стене образ Николая Чудотворца имеет по бокам головы надпись: «Оспос Николаос. Аспе патрос» - «Святой Николай, покровитель Аспе».